французский продолжает активно преследовать меня по всем фронтам. теперь я не могу дождаться окончания сессии, чтобы уже наконец собрать в кучу все учебники, рассеянные по комнате, и погрузиться в грамматикууууу. fml.
читаю сейчас "Римские деяния" - это цикл средневековых новелл. эээ, я не уверена, но по-моему предполагается, что эти произведения - дидактического характера. нда. я очень давно так не веселилась во время чтения. серьезно, этот семестр в плане литературы - сплошные лулзы (одни Нибелунги чего стоят). это позже будет всякая унылая тратата с драматическими завихренями. а в средневековье все просто и умилительно.
но дело то не в этом. редко где еще вы найдете такую ниипически извращенную логику, как в "Деяниях". я все понимаю, но иногда так весело читать с современной точки зрения, игнорируя литературный контекст, и вот это как раз такой случай. короче, сборник средневековых анекдотов, может быть, я его даже дочитаю =)
О том, как диавол искушает мирскими благамиО том, как диавол искушает мирскими благами
Рассказывают, что один маг владел прекрас-
ным садом, где цвело столько душистых цветов,
произрастало столько сладких плодов, столько
было услад и отрад, что пребывать там достав-
ляло истинное наслаждение. Этот свой сад маг
не хотел никому показывать, кроме глупцов да
своих недругов. Войдя туда, они видели столько
чудесного, что только диву давались и просили
у мага разрешения не уходить оттуда. Но он
позволял это лишь тем, кто отписывал ему в на-
следство свое достояние. Глупцы верили, что
сад мага — это рай, в котором они будут вечно
пребывать, и отдавали ему свое добро. А маг
вставал ночью и убивал этих легковерных лю-
дей, когда они спали, и так сад его стал посто-
янным местом убийства.О похвале
О похвале
Валерий рассказывает, что некий человек по
имени Ператин со слезами сказал своему сыну
и соседям: «Увы, увы мне! В саду у меня растет
дерево, приносящее несчастье: на нем повесилась
первая моя жена, затем вторая и наконец
третья, и потому я в неутешном горе». Один из
слышавших его жалобы, по имени Аррий, гово-
рит: «Я удивляюсь, что ты горюешь в подобных
обстоятельствах. Дай мне, будь добр, три по-
бега этого дерева, и я раздам их соседям: пусть
у каждого будет сук, на котором могла бы по-
веситься его жена». Так Ператин и поступил.а вот это подлиннее, но зато бесценный пример той самой гениальной железной логики.
Напоминание о смертиНапоминание о смерти
Один знатный господин был завзятым
охотником. Как-то раз, когда он отправился
в лес, той же дорогой проходил и какой-то ку-
пец. Видя, как этот человек красив, статен и бо-
гато одет, купец сказал себе: «Господи боже,
видно, ты благоволишь к этому человеку — ведь
вот как он красив, и силен, и статен, и вся свита
его в отменном платье». Подумав так, купец
спросил кого-то из людей этого вельможи:
«Скажи, любезнейший, кто твой господин?».
Тот ответил: «Он владеет многими землями,
грудами золота и серебра, у него множество
слуг». Купец говорит: «Бог, видно, благоволит
к нему — он хорош собой и разумнее всех, кого
мне приходилось встречать». Слуга тихонько
передал своему господину слова купца. Тот же,
когда вечером возвращался с охоты, пригласил
купца переночевать в его замке.
Купец не посмел отказаться и вместе с этим
знатным господином направился в город. Войдя
в его замок, купец увидел столько богатств и
столько роскошных покоев, блистающих золо-
том, что не мог прийти в себя от удивления. Во
время трапезы хозяин посадил гостя рядом со
своей супругой. Тот, глянув на прекрасную и
привлекательную даму, обомлел и подумал:
«Бог мой, человек этот имеет все, чего его душе
угодно: красавицу жену, сыновей, дочек, вели-
кое множество слуг». Стоило купцу это поду-
мать, как перед хозяйкой замка и перед ним по-
ставили кушанье и, гляди, тонкое это блюдо по-
дали в человеческом черепе и всем в серебряные
тарелки накладывали оттуда. При виде черепа,
стоящего перед ним на столе, у купца в жилах
застыла кровь, и он сказал про себя: «Увы мне,
боюсь, что и моя голова будет тут красо-
ваться!». Хозяйка, как могла, старалась ухажи-
вать за купцом. С наступлением ночи гостя от-
вели в просторный покой, где его ждала по-
стель, занавешенная полотном, и в углу горели
яркие светильники. Едва купен переступил по-
рог спальни, слуги заперли дверь, и он остался
один в покое. Купец бросил взгляд в угол, где
стояли светильники, и увидел тела двух юно-
шей, подвешенных за руки к потолку. Тут на
него нашел сильный страх, который не давал
ему уснуть. Наутро купец встал и говорит:
«Увы, боюсь, что висеть мне сегодня рядом
с этими двумя мертвецами».
Между тем хозяин замка проснулся, велел
звать к себе гостя и говорит ему: «Любезней-
ший, как тебе здесь нравится?». А тот: «Все мне
очень нравится, но когда кушанье подали в че-
ловеческом черепе, это меня так ужаснуло, что
я не мог ничего проглотить, а когда лег в по-
стель и увидел в углу свешивающиеся с по-
толка тела двух юношей, на меня нашел неска-
занный страх, не давший мне сомкнуть глаз.
Потому, ради бога, разрешите мне уйти отсюда».
Хозяин говорит: «Любезнейший, ты видел,
что перед моей красавицей женой поставили че-
ловеческий череп. Причина этому такова: обла-
датель черепа был некогда благородным рыца-
рем; он соблазнил мою жену и возлег с нею.
Я застал их в объятиях друг друга, выхватил
из-за пояса меч и отрубил ему голову. В знак
совершенного ею проступка всякий день
я ставлю перед моей супругой череп ее воз-
любленного, чтобы она не забывала о прегреше-
нии, которое совершила. Сын этого человека из
мести убил двоих моих родичей, еще юношей,
чьи тела висят в покое, где ты ночевал. Еже-
дневно я прихожу туда, чтобы разжигать в себе
жажду мести. Стоит мне подумать о прелюбоде-
янии моей жены и вспомнить о гибели моих ро-
дичей, как я впадаю в глубочайшую печаль.
А ты, любезнейший, ступай с миром и впредь
не пытайся судить о чужой жизни, пока толком
не узнаешь ее».
Купец распрощался и пошел по своим торго-
вым делам.а это лишь кусочек из начала истории, который тем не менее меня безмерно порадовал и умилил
О том, что в крайних обстоятельствах
не следует обвинять другихО том, что в крайних обстоятельствах
не следует обвинять других
Правил мудрый Максимиан. В царстве его
жили два рыцаря — один разумный, другой глу-
пый, которые любили друг дружку. Разумный
говорил глупому: «Хочешь заключить со мной
уговор? И тебе и мне это будет не без пользы».
Глупый отвечает: «С удовольствием». Разумный
говорит: «Каждый пусть разрежет правую руку,
и я причащусь твоей крови, а ты моей в знак
того, что никто не оставит другого ни в счастье,
ни в беде и кто что наживет, разделит поровну
с другом». Глупый говорит: «Весьма одобряю».
Тут же они накапали крови в чаши и каждый вы-
пил крови своего друга, и с тех пор стали они
жить вместе.